История
Чемпионаты БССР
Впервые жодинская футбольная команда выступила в чемпионате БССР в далеком 1962 году. «Ракета», а именно так она называлась, стартовала неудачно: в 16 матчах – только одна ничья с лидским «Красным Знаменем» и 15 поражений с разницей мячей 12-54. В своей зоне «Ракета» заняла предпоследнее место, так как барановичский «Салют» снялся с соревнований после первого круга. Стыковой матч за 17 место не состоялся, поскольку гомельский «Локомотив» не явился на игру.
Из неудачного дебюта были сделаны выводы, и несколько следующих сезонов городская команда играет только на первенство области. И только в 1967 году на республиканскую арену снова выходит жодинская команда – теперь уже «Автозаводец». Пришлось начинать со второй группы. Попав в первую подгруппу, жодинцы с 4 победами и 4 ничьими заняли только 6 место из 8, а в стыковых поединках за 11 место уступили по сумме двух игр (0:1; 2:2) «Нефтянику» из Мозыря.
Следующий сезон оказался более успешным – 4 место среди 11 коллективов. Впервые и разница мячей стала положительной – 28-16, и стыковой поединок принес победу. Седьмое место автозаводцы завоевали в дуэли (0:0; 3:1) с минским «Трактором».
Положительная динамика продолжилась и в 1969 году. Именно с этого сезона команда получила ставшее уже историческим название – «Торпедо». Жодинцы уверенно заняли первое место во второй зоне второй группы, одержав 14побед, трижды сыграв вничью и лишь единожды проиграв. Также успешно закончились и дополнительные игры за выход в первую группу – набрав 8 очков в 6 матчах, «Торпедо» обошло волковысский «Труд» и минские «Трактор» и «Орбиту», и стало первым.
1970 год стал для торпедовцев дебютным в первой группе и сразу же принес успех. В 16 играх наши футболисты набрали 24 очка, на 3 очка опередив «Спутник» из Минска и на 4 – «Строитель» из Бобруйска, и стали чемпионами. Особенно успешно выступали автозаводцы дома, где одержали 7 побед и лишь однажды сыграли вничью. Вот кто ковал первую победу: А.Вагин, К.Калько, В.Городецкий, О.Лис (к), В.Волынцев, Б.Янушковский, В.Емельянов, А.Варлаков, В.Ероховец, Л.Ероховец, А.Крюков, В.Греков, В.Брило, Л.Желкевич, В.Базылев, Ю.Ржеутский, Л.Прашко, В.Бабицкий, А.Мельников, Е.Вашкевич, А.Солобаев.
Следующий, 1971 год вновь стал для «Торпедо» «золотым». Наши игроки в 22 матчах набрали 37 очков, при великолепной разнице мячей – 50-11. И снова автозаводцы были неудержимы дома: 11 побед и 1 ничья. И это неудивительно при сильнейшей поддержке болельщиков – 39800 зрителей (рекорд чемпионата). Второе чемпионство добывали: Вагин, Янушковский, Лис (к), Жилкевич, А.Позняк, В.Ероховец, Л.Ероховец, Емельянов, Чаплыгин, Варлаков, Крюков, Волынцев, Городецкий, А.Чаплыгин, А.Чичерин, Прашко, Ремин, Калько, Базылев.
Сделать «хет-трик» в следующем сезоне не удалось – всего на два очка торпедовцев обогнал бобруйский «Строитель». Жодинцам аукнулись ничья с аутсайдером из Пинска и поражение от «Спутника». Как результат – серебряные награды.
1973 год принес только седьмое место. В 22играх команда набрала только 20 очков.
Сезон-1974 прошел немного по другой схеме: 3 зоны по 10 команд. «Торпедо» выступало в первой и заняло в ней третье место. В 18 играх набрано 24 очка. При этом автозаводцы одержали самую крупную победу в чемпионате – 8:0 над мозырским «Строителем».
Эксперименты над регламентом продолжились и в 1975 году. Команды были разделены на две группы. По тройке лучших команд из каждой группы и должны были в стыковых матчах определить чемпиона. Вначале торпедовцы стали вторыми из девяти в первой части чемпионата. В финальном турнире в 6 матчах они набрали 14 очков, уступив лишь одно очко минскому «Динамо» и бобруйскому «Строителю», однако «бронза» наверняка стала слабым утешением. 7 августа 1975 года в присутствии трех тысяч зрителей в нашем городе «Торпедо» принимало будущего чемпиона, и в увлекательной борьбе игра завершилась вничью – 2:2. Мячи в ворота Курбыко забили Сурков и Прашко. А вот как выглядел полный состав автозаводцев: Вагин, Позняк, Лис, Синякевич (74, Базылев), Волох, Гомон, Емельянов, Розум (75, Варлаков), Калешилов, Сурков, Прашко.
С 1976 года все команды чемпионата БССР стали делиться на две зоны по территориальному признаку. Торпедовцы уверенно заняли первое место, набрав в 18 матчах 30 очков. Наверное, необходимо напомнить, что в те годы за победу начислялось два очка. Однако в финальном турнире заняли только пятое место. Интересно, что сразу три команды набрали по 15 очков, но у автозаводцев оказалась худшая разница мячей, чем у минских «Торпедо» и «Спутника».
Следующий сезон также оказался безмедальным. Заняв 4 место (из 11 команд) в своей второй зоне, торпедовцы все же пробились в финальный турнир. Интересно, что средняя результативность жодинцев на этом этапе составила 2,5 мяча за игру. В финальной пульке, набрав в 14 матчах 13 очков, автозаводцы заняли 6 место.
1978 год. Жодинцы стали вторыми в своей зоне, одержав 11 побед, 7 раз сыграв вничью и только дважды проиграв. Однако в поединке сильнейшей восьмерки им не повезло. 15 набранных очков в 14 матчах, к сожалению, не хватило для завоевания даже «бронзы». Ставший третьим оршанский «Темп» набрал на 2 очка больше.
Следующий год вновь не принес медалей. 3 место с 29 очками во второй зоне послужило пропуском в очередной финальный турнир. И вновь двух очков не хватило торпедовцам для восхождения на пьедестал. 14 очков в 14 матчах, да еще при отрицательной разнице мячей 17-20 обеспечили только 6 место. Нужно только отметить, как положительный момент, установление автозаводцами рекорда результативности чемпионата – 8:0 – победа над сморгонской «Вилией».
Десятилетие первого чемпионства жодинцы отметили по-настоящему – завоеванием первого места. Вначале в год московской Олимпиады они первенствовали во второй зоне, набрав вместе с «Шинником» по 30 очков и опередив бобруйчан по разнице мячей. В финальном турнире развернулась упорная борьба, в которой никто не избежал поражений. И снова наиболее грозным соперником «Торпедо» оказался «Шинник», который в результате набрал 17 очков. Жодинцы смогли обогнать бобруйчан на одно очко, но и этого хватило, чтобы стать чемпионами. «Золото» для Жодино добывали: С.Фурман, В.Ероховец, В.Каптелевич, П.Розум, В.Базылев, Б.Гоман, П.Лазарчик, И.Коваленок, Л.Прашко, В.Лошкарев, О.Лис, Д.Шершень, В.Волынцев, Ф.Позняк, В.Шаников.
Следующий сезон – 1981 года – вновь стал чемпионским. Однако достались медали нелегко. В своей первой зоне автозаводцы стали только третьими с 32 очками в 22 матчах. И это при сверхрезультативности – 2,7 мяча за игру и сразу двух рекордах – 10:0 в поединке со Слуцкой «Случью» и 16:0 (!) в матче с житковичским «Мелиоратором». Но в финальной пульке никто не смог обойти «Торпедо». 9 побед и 2 ничьих в 14 матчах хватило для того, чтобы завоевать «золото». Чемпионский состав выглядел так: С.Фурман, О.Лис, П.Лазарчик, Л.Прашко, А.Черник, В.Пашков, Ф.Позняк, В.Каптелевич, И.Коваленок, Б.Гомон, П.Розум, Л.Писарев, В.Лошкарев, П.Пахоменко, А.Козловский, В.Геворкян.
С 1982 года было решено финальных турниров больше не проводить, а после матчей в двух зонах – только стыковые игры. Так, жодинцы в своей зоне заняли второе место, только очко уступив будущему чемпиону – своим могилевским одноклубникам. А в решающем матче за «бронзу» автозаводцы оказались сильнее солигорского «Шахтера».
В 1983 году зональный этап «Торпедо» вновь завершило на втором месте, при этом забив в 22 играх 40 мячей, а пропустив всего 10. А вот «бронза» на этот раз автозаводцам не покорилась: дома они одолели минскую «Орбиту» 2:1, но в столице уступили 0:4.
Новый сезон опять не дал повода для радости. Набрав 28 очков в 22 играх, автозаводцы заняли в своей второй зоне только четвертое место. Попытка занять общее седьмое место тоже оказалась неудачной: нулевая ничья дома с минским «Буревестником» и поражение в гостях 1:2.
1985 год заставил жодинских болельщиков вспомнить о «золотых» временах. Несмотря на два поражения и пять ничьих, торпедовцы заняли первое место в своей зоне при великолепной разнице мячей: 49-13. Соперником в матчах за первое место оказались футболисты из Лиды. Команды обменялись победами на своих полях – 2:1 и 0:2. Забитый мяч на поле соперника, к сожалению, стал «золотым» для «Обувщика».
Следующие три сезона автозаводцы «радовали» своих поклонников стабильностью – всего лишь пятые места в своей зоне. В 26 матчах они набрали, соответственно: 1986 год – 35 очков, 1987 год – 31 очко, 1988 год – 29 очков. Так же неудачно складывались и стыковые поединки. Вначале дважды сыграв вничью с гомельским «Спартаком» 0:0 и 2:2, жодинцы уступили по пенальти 4:3. В следующем году их опередил витебский СКБ – 1:0 и 3:3. И только 1988 год принес девятое место. Соперником жодинцев вновь оказался СКБ. Витебляне победили дома 4:2, однако на ответный поединок не явились.
1989 год принес новые изменения. Жодинская команда получила новое название – «БелАЗ». Изменилась и система проведения чемпионата. Все команды строго по спортивному признаку были разделены на две лиги. «БелАЗ» по этому параметру оказался в первой лиге и до последнего, 30-го тура претендовал на призовую тройку. В итоге не хватило всего одного очка до «бронзы». 39 очков и четвертое место. Разница мячей: 35-28.
Следующий сезон команда закончила на седьмом месте. Восемь поражений и десять ничьих не дали возможности подняться выше в таблице чемпионата.
1991 год – десятое место: 27 очков, набранных в 28 играх.
Чемпионаты Республики Беларусь
В 1992 году стартовал первый суверенный чемпионат Республики Беларусь. Жодинцы вместе с лучшими белорусскими командами попали в сформированную из 16 коллективов высшую лигу. Игры проходили в один круг. Пять побед позволили «БелАЗу» занять тринадцатое место.
Второй национальный чемпионат проходил уже по системе «осень-весна». Одержав всего две виктории и лишь четыре раза сыграв вничью, при ужасной разнице мячей 17-68, жодинская команда заняла последнее, 16-е место и «вылетела» в первую лигу.
Старт в сезоне 1993/94 в первой лиге удачным не назовешь. Восемь побед в 28 играх при отрицательной разнице мячей, и только 8-е место.
Следующий сезон, несмотря на 11 побед и положительную разницу мячей 37-35, принес автозаводцам уже 10-е место.
Пятый чемпионат, в связи с возвращением к розыгрышу по системе «весна-осень», проводился в один круг. Из пятнадцати участников только четверо выступили хуже жодинцев – 11 место с 15 очками.
1996 год принес немного больше поводов для радости. Седьмое место при положительном балансе мячей 24-20.
Следующие два сезона очень похожи друг на друга, а главное – одинаковый результат: 5-е место. В 1997 году для этого хватило 14 побед и 8 ничьих при средней результативности 1,25 за игру. А вот в 1998 году было набрано на 5 очков больше (55) и резко поднялся показатель результативности – 1,93 мяча за игру.
9-й и 10-й чемпионаты в исполнении «Торпедо» тоже можно назвать близнецами. Практически одинаковое количество набранных очков (соответственно, 44 и 45) и, как следствие, идентичный результат – 7-е место.
Начало XXI века оказалось для жодинцев счастливым. Они, только при четырех поражениях, уверенно заняли первое место в первой лиге при великолепной разнице мячей: 56-13. В этом году у руля «Торпедо» становится Яков Шапиро, который и выводит команду в высшую лигу.
Возвращение «автозаводцев» в элитный дивизион в 2002 году принесло им высокое 5-е место.
В 13-м чемпионате торпедовцы набрали на 6 очков больше, чем в предыдущем, однако этот результат (49 очков) позволил им занять только 6-е место.
В следующем сезоне «Торпедо» одержало 19 побед (рекорд!) и лишь дважды сыграло вничью, набрав рекордные пока 59 очков в 30 играх, но остановилось в одном шаге от пьедестала. Существенное влияние на выступление «автозаводцев» оказала внезапная смерть Якова Шапиро в середине чемпионата. Команду возглавил его помощник Юрий Малеев.
Сезон-2005 выдался еще более интригующим. 25 туров жодинцы находились в тройке лидеров, однако поражение в последней игре от МТЗ-РИПО вновь оставило их лишь на 4-м месте. Результат – 14 побед, 5 ничьих и 7 поражений – 47 очков.
В сезоне 2006 клуб испытывал определенные проблемы, в результате чего команда долгое время находилась в зоне вылета. Но изменения в тренерском штабе (на пост главного тренера заступил Олег Кубарев) и мобилизация игроков позволили исправить положение, и «Торпедо» финишировало на 11-м месте с 30-ю очками (7 побед, 9 ничьих, 10 поражений).
2007-й стал годом подъема «Торпедо». Хороший подбор игроков, ровное финансирование и отчаянная поддержка болельщиков сделали свое дело – жодинский клуб до последнего тура боролся за место в призовой тройке. К сожалению, автозаводцы вновь остановились в шаге от пьедестала – 4-е место с 43 очками (11 побед, 10 ничьих, 5 поражений).
В 2008 году у жодинцев вновь спад. Команда занимает лишь 13-е место из 16-ти команд.
Следующий год – положение выравнивается. Торпедовцы финишируют восьмыми, хотя и команд в высшей лиге становится 14.
2010 год становится едва ли не самым противоречивым в истории клуба. «Торпедо» разгромно проигрывает борисовскому БАТЭ в финале Кубка страны со счетом 5:0, но, как финалист, попадает в розыгрыш Лиги Европы, где в первом квалификационном раунде проходит исландский «Фалкирк», а во втором по сумме двух встреч уступает сербскому ОФК. Но достойный по белорусским меркам первый еврокубковый опыт изрядно подпорчен никудышным выступлением в чемпионате – торпедовцы финишируют предпоследними из 12 участников национального первенства. Благо, в переходных играх им удается обыграть СКВИЧ и остаться в высшей лиге. В этом сезоне у руля команды меняются два специалиста — начинает сезон Александр Бразевич, заканчивает Сергей Гуренко.
В 2011 году – новый перелом, на этот раз в лучшую сторону. В состав учредителей клуба входит ОАО «БЕЛАЗ» и получает контрольный пакет, вследствие чего резко улучшается финансовое состояние «Торпедо». Вернее, теперь уже «ТОРПЕДО-БЕЛАЗ» – главный учредитель и генеральный спонсор стал еще и титульным. Чемпионат жодинцы завершают на вполне мажорной ноте – на шестом месте, и сразу же начинается перестройка состава – взят курс на омоложение команды.
Однако 2012 год выходит крайне неудачным — новый, по сути, состав команды не оправдывает ожиданий. По ходу сезона следуют две тренерских отставки (Сергея Гуренко сменяет Вадим Бразовский, а его, в свою очередь, Игорь Криушенко), финиширует «ТОРПЕДО-БЕЛАЗ» на последнем месте и лишь в переходных матчах отвоевывает право остаться в высшей лиге.
В 2013 году с новым тренерским штабом Игоря Криушенко и обновленным составом «ТОРПЕДО-БЕЛАЗ» достаточно уверенно проходит турнирную дистанцию и финиширует на пятом месте.
В 2014 году команде удается повторить свое лучшее достижение в чемпионатах Беларуси — четвертое место. Лишь дополнительные показатели не позволяют автозаводцам подняться на пьедестал.
Сложным выдался для торпедовцев 2015 год. Благодаря прошлогоднему четвертому месту команда второй раз в своей истории получает право выступать в Лиге Европы, однако в первом же раунде не может пройти албанский «Кукеси» (0:2, 0:0) и выбывает из розыгрыша. Не ладятся дела и в чемпионате — итогом сезона становится лишь седьмое место.
В 2016 год вступает сильно обновленная команда — из прошлогоднего состава остается лишь несколько человек. Тем не менее, за короткое время тренерскому штабу удается поставить командную игру и вот — триумф — «ТОРПЕДО-БЕЛАЗ» под руководством Игоря Криушенко завоевывает свой первый в суверенной истории Кубок Беларуси, а с ним и право играть в еврокубках. В Лиге Европы автозаводцы также выступают неплохо — проходят венгерский «Дебрецен», на своем поле играют вничью с австрийским «Рапидом» и только в Вене терпят поражение, после которого завершают свой путь в Лиге Европы 2016/17. Чемпионат команда заканчивает на пятом месте.
В середине сезона 2017 года «ТОРПЕДО-БЕЛАЗ» лишается главного тренера — Игорь Криушенко возглавляет национальную сборную. Команду возглавляет Олег Кубарев. По итогам чемпионата «автозаводцам» совсем немного не хватает до повторения лучшего результата — они делят с брестским «Динамо» 4-5 места, но брестчане оказываются выше по дополнительным показателям.
Чемпионат 2018 года «ТОРПЕДО-БЕЛАЗ» вновь завершают на пятом месте.
В межсезонье команду принимает Вадим Скрипченко, однако еще до завершения чемпионата следует тренерская отставка. В Жодино приходит Юрий Пунтус. Итог чемпионата 2019 года — шестое место.
В 2020 году «ТОРПЕДО-БЕЛАЗ» под руководством Юрия Пунтуса завоевывает первые в своей истории медали национального первенства, заняв третье место в чемпионате.
В чемпионате 2021 года дела у «автозаводцев» идут не лучшим образом, что приводит к тренерской отставке. После поражения в Лиге конференций УЕФА от датского «Копенгагена», Юрий Пунтус покидает клуб. До завершения сезона командой руководит Сергей Зеневич, в чемпионате «ТОРПЕДО-БЕЛАЗ» финиширует восьмым. В межсезонье на пост главного тренера приходит Дмитрий Молош.
В чемпионате 2022 года команда плохо стартовала, вследствие чего долгое время турнирное положение «черно-белых» было незавидным. Во втором круге рекордной серией беспроигрышных матчей ситуацию удалось выправить, но ввязываться в борьбу за высокие места было уже поздно. В итоге — вновь восьмое место.
Сезон 2023 года торпедовцы начали с рекордной беспроигрышной серии из 15 матчей (12 - в чемпионате, 3 - в Кубке). На эту серию пришлось и очередное достижение — в мае «ТОРПЕДО-БЕЛАЗ» завоевал Кубок Беларуси 2022/2023, в финальном поединке обыграв борисовский БАТЭ. Обладание Кубком Беларуси открыло «автозаводцам» дорогу во 2-й квалификационный раунд Лиги конференций УЕФА 2023/2024. Однако в европейском турнире сразу достался сложный соперник - кипрский АЕК, которому «черно-белые» с боем уступили дорогу в следующий раунд по итогу двух матчей (2:3, 1:1). Зато в чемпионате удалось повторить лучший результат в современной истории - допустив лишь три поражения, проведя две двенадцатиматчевые беспроигрышные серии, команда «ТОРПЕДО-БЕЛАЗ» стала бронзовым призером.
Начало нового сезона 2024 года ознаменовалось для «черно-белых» завоеванием первого в своей истории Суперкубка Беларуси. В борьбе за этот трофей «ТОРПЕДО-БЕЛАЗ» в статусе действующего обладателя Кубка Беларуси встречался с чемпионом — «Динамо-Минск», и одержал победу в серии пенальти.